«Надо не только получать, но и зарабатывать»

В газете "Кореновские вести" вышла в свет новая рубрика — "Депутатская комната". Открыл ее депутат со стажем и опытом депутатской работы, заместитель председателя Совета МО Кореновский район, член Партии "Единая Россия", руководитель успешного предприяти ЗАО "ДСУ-92", Тофик Нуратович Искендеров.

На днях я побывала на территории Вашего предприятия. Очень ухоженная территория, цветы, газоны. Чувствуется, что на уход тратятся и время, и средства. Это Ваше личное стремление к красоте? Веяние времени? Или Вас заставляют это делать?

— Поначалу мне трудно было объяснить, особенно рабочим, которые не понимали. Было такое, когда мы боксы облагораживали, благоустраивали территорию, они говорили: вот он потратил деньги на бордюры, на траву, лучше бы нам зарплату выплатили. На одном из собраний я посчитал, сколько мы сделали за год, сколько денег потратили, разделил эту сумму, и получилась добавка 100-150 рублей в месяц. Спрашиваю: «Вы бы почувствовали эти деньги? Нет! А вы чувствуете по территории?» Все заулыбались. И больше вопросов не возникало. Мне приятно, что сотрудники не только понимают, но все делают своими руками. У нас негласно поделена территория, люди ухаживают сами, никакой доплаты никто не получает. Есть у меня мечта — завести в штате садовника. Но надо так сработать экономически, чтобы эта мечта стала явью. Я считаю, что прежде чем чего-то достигать, надо создать условия труда для людей. В нашем жарком климате без сплит-систем не обойтись. Мы практически на 95% эту проблему решили. Точно так же и зимой. Как бы трудно ни было, мы стараемся отапливать помещения. Люди должны чувствовать себя комфортно, тогда можно получать результат. И заказчики часто желают посмотреть офис, территорию, прежде чем заключать договор. Сегодня много фирм-однодневок. Заключая договоры, люди хотят видеть, насколько стабильно предприятие, насколько ему можно доверять.

— Значит, красота — это категория не только эстетическая, но и экономическая. Есть какие-то проблемы, которые Вас беспокоят больше всего?

— У каждого предприятия есть своя ниша. Кто-то занимается федеральными дорогами, кто-то — краевыми. Мы — благоустройством. Сегодня самая сложная проблема — это кадры. Вот говорят: безработица! Я два года назад дал заявку в центр занятости, что нам нужны автогрейдерист, три машиниста бульдозера, экскаваторщики. И никого! Сейчас на грейдере работает пенсионер. Если он уйдет — работать некому. Из четырех грейдеров один уже стоит. И самое страшное, что не понятно, где брать специалистов, где их готовят. Я как депутат на встречах с избирателями говорил, в частности, в Платнировской, что наше предприятие готово заключить договор с желающим, оплатить учебу на грейдериста, бульдозериста. При условии, что человек потом будет работать у нас. Ни одного желающего не нашлось. У нас есть асфальтобетонный завод, где работают операторы, которые выпускают асфальтобетонную смесь. Сегодня я не знаю, где таких специалистов готовят.

— А почему бы Вам как депутату не выйти с предложением готовить таких специалистов в наше ПУ-53, к примеру?

— Я обращался к ним, у них свои проблемы: они боятся, что не наберут группу. Хотя я убежден: если бы училище сделало мониторинг всех дорожных организаций Краснодарского края, то обеспечило бы себя работой. Можно же открыть курсы. Есть союз дорожников, через него можно действовать. Но пока я не вижу желания. И это проблема. Кадровый голод.

— Какая зарплата у бульдозериста?

— В сезон — до 20 тысяч рублей.

— Неплохо для нашего района.

— Вторая проблема тоже просматривается. Раньше мы трудились, не считаясь со временем. Себя вспоминаю: вагоны приходили, мы не смотрели, что отработали день, шли разгружать вагоны, чтобы не было простоев. Сегодня все грамотные, все знают законы.

— Ну, это как раз хорошо.

— И все стали считать. Любопытный момент: приходит человек устраиваться на работу и первым делом спрашивает, сколько будет ПОЛУЧАТЬ? Никто не спросил, сколько ЗАРАБОТАЕТ?

— Я так понимаю, Вы усматриваете в этих словах не только семантическую разницу, но и поведенческую.

— Да. Никого не интересует, сколько мы заработаем, волнует только, сколько будет получать. И по отдаче труда мы стали работать далеко не так, как в советское время.

— Хуже? Лучше?

— Для меня показатель — выпущенная асфальтобетонная смесь. Так вот, мы меньше ее выпускаем сейчас, чем в советское время.

— Может, просто меньше стало заказов?

— И заказов меньше, и дисциплина хуже. Еще одна проблема вырисовывается. Если бы мы работали только в Кореновском районе, у нас и прибыль была бы больше. И это понятно. А мы работаем по всему краю. Поэтому затратная часть растет, а прибыль соответственно уменьшается. Поэтому увеличивать зарплату не получается, а надо, потому что люди больше находятся в пути, устают.

— В процентном соотношении, сколько заказов приходится на долю района?

— 80 процентов на стороне и только 20 — в районе. Раньше было наоборот.

— Чем это вызвано?

— Конкуренцией. Есть еще проблема. Сезонность работ. Вести строительство зимой нельзя по технологии. Поэтому мы максимально возможно работаем, практически до 1 января. В январе уходим в отпуск до середины февраля. А потом на минимуме ремонтируем технику и только в марте начинаем работать. Это большая головная боль для меня как руководителя. Кто-то из работников в это время подрабатывает таксистом, кто-то животных держит. Но я думаю, что эту проблему можно решить. Власти могли бы помочь нашему предприятию.

— Чем?

— Я давно вынашиваю эту идею — сделать наше предприятие базовым для содержания дорог и улиц города и поселений в зимний период. Очистка от снега, борьба с гололедом. Мы готовы заготовить песко-соляную смесь для посыпки, организовать дежурство. Часть коллектива была бы задействована, люди получали бы пусть минимальнрую, но гарантированную заработную плату. Но мне отвечают, что денег на это нет.

— А какова цена вопроса? Во сколько это обойдется району?

— Надо посчитать, хотя цифры будут относительными, так как трудно сказать, сколько выпадет снега, сколько будет гололеда? Но что получается. Снег все равно идет каждый год, и нам говорят в аварийном порядке: «Именем революции! Вы должны, вы обязаны…» А человек дома водочку пьет, потому что он в отпуске. Как же я его за руль посажу?

— А вы не пытались открыть какое-то производство?

— У нас были идеи поставить теплицы, организовать выпуск бордюров, поребриков. Но на сегодня объем выполненных работ не позволяет отвлекать средства на приобретение оборудования. А в кредиты влезать нельзя. Нет гарантированных объемов работ.

— Вы являетесь закрытым акционерным обществом. Коллектив предприятия владеет акциями. То есть вы сами определяете политику своего предприятия. И что вам необходимо сделать в первую очередь?

— Нам необходима модернизация. Каждый год мы меняем пару единиц техники. Больше нам не позволяет наша экономика. Но это настолько медленно. А хотелось бы за два-три года обновить автомобильный парк. Обновить асфальтобетонный завод. И еще бы прикупить пару катков, современный автогрейдер, асфальтоукладчик импортный. Вот тогда бы я был доволен. Читателям может показаться, что наша техника никуда не годится. Но это не так. Наша ниша — благоустройство. Для благоустройства у нас все есть, чтобы выполнить работу качественно, на достойном уровне. Речь идет о работе на автомагистралях, чтобы выйти на этот рынок. Пока же с нашей насыщенностью парка на федеральные дороги рановато.

— Не мешают ли Ваши депутатские обязанности директорству? И наоборот: остается ли время выполнять депутатские обязанности?

— Конечно, депутатские обязанности — это дополнительная нагрузка. Я ведь еще преподаю в университете. Но как депутату мне легче заходить в кабинеты любого уровня, получить информацию, сделать запрос. И как руководителю предприятия мне проще решать вопросы, которые другим моим коллегам-депутатам решать сложнее. Я не думаю, что кто-то из жителей на нас обижается. Мы стараемся отозваться на все просьбы. Вот 19-я школа обращалась с просьбой помочь приобрести жалюзи. Мы помогли. Часто школы, детские сады просят щебень или песок. Мы всегда откликаемся.

— Как депутат, назовите проблему, которая больше всего волнует избирателей?

— На протяжении многих лет одной из самых острых остается проблема ЖКХ. Я одно время был председателем комиссии по ЖКХ и энергетике. Могу с уверенностью говорить, что вопросы, связанные с теплом, горячей водой, отоплением, — очень болезненные. Вода в летний период, напряжение электричества — вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Они болят по всей стране, они болят и у нас в районе. Что-то удается решить. Например, с водой стало чуть лучше. По расценком за тепло было много обращений в этом году. Но трудно избирателям объяснить, что по 131-му закону полномочия района и поселений разделились. У района — свои обязанности, у поселений — свои. Но люди не верят и думают, что я хочу спихнуть решение вопроса. Обидно бывает за некоторых коллег, когда они из-за пустяка гоняют человека, заставляют его собирать бесконечные бумажки. Человеку нужно полкуба песка. Ну зачем его посылать ко мне? Да позвони мне и реши вопрос сам, чего гонять человека?

— Во время личного приема как депутата, с какими вопросами к Вам чаще всего обращаются?

— Чаще всего с вопросами благоустройства. С просьбами оказать материальную помощь на лечение. 17-я школа обратилась перед линейкой с просьбой помочь заасфальтировать площадку. Мы сделали эту работу авансом, чтобы детям было где проводить линейку. Просто пошли навстречу.

— Ваше предприятие — с большой историей. Есть что-то, сделанное Вами, чем Вы до сих пор гордитесь?

— Я возглавляю предприятие с 1988 года и никогда не забуду, как я только стал руководителем и мне досталось благоустройство улицы Мира — от моста до ул. Фрунзе. Там были сложные работы, связанные с тем, что глубоко, на 6 метрах, проходили канализация, водопровод. Нужно было еще установить бордюрные камни. Сдать объект мы должны были к 1 июля 1989 года. Но руководители районного масштабы решили — к 1 Мая. Меня вызвали в райком, я пытался объяснить, что это невозможно. Что есть технологические сроки. Меня вызвали на бюро, мол, вы не понимаете политики партии. Я чуть-чуть не лишился партийного билета. Но за меня вступился Георгий Алексеевич Зеленский. Он сказал: «Если бы сегодня было 1 июля, мы имели моральное право осудить. Но по договору сдача объекта — 30 июня. Или давайте помогать, или давайте 30 июня принимать». И когда 30 июня у меня приняли работу, у меня на глазах были слезы. Кстати, на этот год запланирована реконструкция улицы Мира. Вот представьте, 22 года назад мы сдали ее в эксплуатацию — ничего на этой улице не делалось, и она в приличном состоянии. Покрытие полностью себя оправдало. Срок службы выдержало.

— То есть Вы гордитесь этой улицей?

— Горжусь! И вообще нами очень много сделано в городе. И еще особый повод для гордости — бережное отношение нашего коллектива к пенсионерам. Для меня примером была организация работы с пенсионерами на ППЗ «Русь». Я всегда завидовал Василию Васильевичу Слепухину, как он умело все это организовывал. Но вот и мы на протяжении пяти лет собираем наших пенсионеров на День дорожника. Это уже традиция. Мы поздравляем их с праздниками, а два последних года финансовое состояние позволяет нам выделять небольшие суммы пенсионерам-именинникам. Сегодня у нас есть идея — создать музей ветеранов предприятия. Мы уже выделили помещение.

— Наши читатели на сайте газеты korvesti.ru после публикации отчета главы города задали вопрос, почему мы ничего в газете не рассказали о полемике между Вами и С.А.Голобородько, которая возникла во время обсуждения отчета. Мы пообещали читателям предоставить Вам слово по этому вопросу в сегодняшнем интервью.

— У меня свое видение проблемы, я не хочу говорить, что оно единственное и правильное. Но я уже говорил, что сегодня наше предприятие неполностью загружено работой. Поэтому я и как депутат, и как руководитель дорожного предприятия не согласился с решением городского Совета выделить из городского бюджета деньги на приобретение автогрейдера. Я задал вопрос о целесообразности таких расходов, когда есть специализированное предприятие, готовое выполнить любые работы. Мне возразили, что у нас слишком дорогие расценки. Я не могу с этим согласиться, я готов с любым человеком сесть за стол и экономическими выкладками доказать, что наши расценки обоснованы. Тем более, так трудно найти грейдериста. Кто будет работать? Кто будет обслуживать? Содержать? Руководить? Сказали: отдадут в ЖКХ. Но эти вопросы и там придется решать. Но я считаю, что лучше купить лишний мусоровоз в ЖКХ, чем создавать целую новую службу под один автогрейдер. Время рассудит, кто прав. Еще один вопрос, который меня волнует как депутата. Мы собираемся 60 миллионов потратить на ремонт дорог. Отлично! Но надо прежде проверить, в каком состоянии трубы под этими дорогами. Не придется ли через год-другой перерывать новое покрытие, чтобы отремонтировать или заменить трубы. Давайте сделаем это сейчас. И еще мне бы хотелось, чтобы, решая вопросы благоустройства города, глава города приглашал бы всех дорожников, можно даже создать некий совет по благоустройству и обсуждать, как сделать наш город еще краше.

                                                                                                                                                                                                                                        Нина Роженко

Информация с ресурса http://korvesti.ru